Если в Европе понятие о гигиене и отношение к водным процедурам менялось несколько раз в течение нашей эры, то в Стамбуле баням однозначно повезло: греческий Византий (а кто, как не греки, изобрели термы?) разбирался в банях, а уж город, называемый Новым Римом или Константинополем, унаследовал от своего «западного старшего брата» не только сложную инженерию и архитектуру банных комплексов, но и страсть к водным церемониям.
Падение Константинополя привело к радикальному изменению или даже исчезновению многих ценностей — но бани остались: в Оттоманском Стамбуле «хамами» строились чуть ли не на каждой улице, ведь мусульманская традиция требует телесной чистоты так же, как и духовной. Тот факт, что бань сейчас стало меньше и ежегодно становится все меньше, конечно, не означает, что стамбульцы стали меньше мыться: изменились частные санитарные условия и общий ритм жизни.
Последние исторические хамами города, а с ними и тысячелетнюю традицию от исчезновения спасает, в частности, новая мода на них среди средних слоев местного населения, а также туристический интерес. Прикоснитесь к этой традиции и одновременно поддержите ее и вы — в районе Фатих в Mihrimah Sultan Hamami или Cavus Hamam?, в крупнейшем действующем в Стамбуле Gedik Pasa Hamam?, находящийся в районе Бейязит, или в более туристических и соответственно дорогих Galatasaray Hamam? и Cemberlitas Hamam?.